С появлением технологий Web 2.0 перед пользователем открылась много возможностей и одна из них - это использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов, что и создало особую культуру сотрудничетва.
Блог - это онлайн хроноллогический журнал, постоянно обнавляющийся, предназначенный для публикации материалов.
В рамках блога может происходить обмен информацией и обсуждение разных документов. На его страницах учителя могут дискутировать, оставлять свои комментарии. Блог дает возможность общаться колегам безо всяких рамок, в любое время. Все предложенные документы учителя могут в спокойной обстановке изучить и внести конструктивные предложения.
В чем заключается педагогический потенциал блога?
- Удобный способ размещения, поиска и оперативного обмена информацией.
- Площадка для педагогических дискуссий методического объединения.
- Возможность для консультаций.
- Площадка для организации дистанционного курса обучения, мастерской или мастер-класса.
- Среда для организации учебной и исследовательской дейтельности
- Стимул к самореализации и саморазвитию
Модели использования блога для поддержки учебного процесса
Модель блог-урока
|
Учитель размещает
материал учебного предмета
|
Варианты использования
такого блога должны отражать логику изучения темы: целеполагание (мотивация),
объяснение материала, закрепление, обощение и контроль. Обращение к
материалам блог-урока целесообразно при наличии подключения Интернета в
классе.
|
Блог как точка входа в
урок, основа для создания мотивации и постановки целей предстоящей
деятельности
|
Учитель подбирает
материал, который позволит увлечь детей: интересное видео об изучаемых
событиях, противоречивые факты, загадки.
|
Главная задача заданий
- побудить ждетей высказать свое мнение.
Задача учителя
- помочь ученикам из высказываний вычленить цель урока, понять важность
изучаемой темы
|
Блог как площадка для
организации познавательной деятельности учащихся
|
Учитель размещает:
во-первых, материалы, с которыми дети должны познакомиться (проанализировать,
сравнить); во-вторых, инструкция по работе с данным материалом; в-третьих,
инструкция (или задание) по созданию учениками своего информационного
продукта (это может быть краткий комментарий в блоге, презентация,
размещенная на стороннем ресурсе или "карта ума").
Учитель предварительно
составляет план работы в группе, который может быть размещен на доске или
непосредственно на страницах блога
|
Блог является
средством для объяснения материала. Основной акцент делается на
самостоятельной работе учащихся с информационными объектами.
на основе найденной
самостоятельно (или по ссылкам учителя) и перерабатываемой прямо на уроке
информации ученики создают новое учебное содержание, новый уникальный контент,
который понятен и актуален для учащихся.
С помощью блога можно
организовать групповую работу учащихся
|
Блог на этапе
закрепления материала
|
Учитель размещает в
блоге разнообразные интерактивные задания (созданные самим педагогом с
помощью конструктора интерактивных заданий http://learningapps.org),
предложить ученикам поработать с онлайн-тренажером (http://www.amblesideprimary.com/ambleweb/mentalmaths/tabletrees.html,http://effor.by/, http://uchit.rastu.ru/education/).
Для закрепления можно
предложить ученикам выполнить творческое задание (например, разработать
викторину с помощью сервисовhttp://ru.99polls.com/, Google
Формы, http://www.classtools.net/ ,
придумать кроссворд по теме, написать стихотворение с помощью генератора
рифм http://rifmi.ru/,
создать фотофильм, презентацию, расположить объекты на ленте времени http://www.dipity.com/ и
др.). В таком случае педагог публикует в блоге задание, а дети с помощью
комментария дают ссылку на созданный ими продукт.
|
Блог используется либо
как основной ресурс, с которым работает ученик (в таком случае на странице
блога публикуется тренировочное задание), либо как способ попасть на нужный
ресурс (в таком случае в блоге публикуются ссылки на задания
онлайн-тренажеров).
|
Блог как средство
обобщения материала
|
Учитель представляет
на стрпаницах блога наиболее важные вопросы изученной темы (обобщающие
презентации, схемы, таблицы)
|
Главное предназначение
материалов блога - обобщить изученное.
Ученик может с их
помощью повторить изученный материал, подготовиться к контрольной работе,
используя комментарии, уточнить у педагога непонятные вопросы
|
Блог как средство для
контроля знаний
|
Учитель заранее
планирует систему контроля и оценивания результативности учащихся), размещает
тест или ссылку на тест (http://master-test.net.ru, http://www.banktestov.ru/)
|
Комментирование
представленных учащимися результатов является неотъемлемым элементом
блог-урокаИспользование такого вида урока, с одной стороны, повышает
значимость проделанной работы, а с другой стороны - формирует умения оценочной
деятельности.
Работа в блоге
позволяет всем участникам приобретать навыки культуры общения и безопасного
поведения в сети.
|
Блог-конспект
(мультимедиа-учебник)
|
Учитель размещает
учебный материал, с которым ученик может работать самостоятельно: изучить
новую тему, выполнить практическое задание, проконтролировать себя
|
Материалы блогабудут
востребованы учащимися при выполнении домашней работы. При подборке материала
важны инструкции по его освоению
|
Блог - средство для
организации "перевернутого обучения"
|
В блоге публикуются
материалы по новой теме, что бы дети изучили дома их до того, как учитель
начнет объяснение новой темы на уроке
|
Эта модель требует от
учащихся больше самостоятельности и ответственности. Изучив материал дома
ученики приходят на урок, что бы выполнять задания по новой теме.
|
Блог - домашний
репенитор
|
Публикуются задания и
игры для индивидуального выполнения учеником. В них обязательно должны быть
инструменты для оценивания (выполнил задание - на экране результат)Идеальный
вариант - ученик видит не только количество правильно-выполненных заданий, но
и допущенные ошибки.
|
Для такого блога нужна
консультационная помощь по учебному предмету, которую оказывает учитель в
режиме онлайн
|
Блог - учебная тетрадь
ученика
|
Учитель проверяет
работу, оставляет комментарии
|
Выполняя задания в
электронной форме, ученик на страницах своего блога делает ссылку на
электронную публикацию
|