Метод проектов, проектная деятельность

Проект - это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

Метод проектов - это совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей проблемы.

Социальное проектирование - это индивидуальная или коллективная (групповая деятельность) учащихся, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания доступными для них средствами.

Проект - описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных шагов по её реализации.

Типы проектов

По характеру проектируемых изменений:

  • инновационные;
  • поддерживающие.
По направлениям деятельности:
  • образовательные;
  • научно - технические;
  • социальные.
По особенностям финансирования:
  • инвестиционные;
  • спонсорские;
  • кредитные;
  • бюджетные;
  • благотворительные.
По масштабам:
  • мегапроекты;
  • малые проекты;
  • микропроекты.
По срокам реализации:
  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.
В образовании различают определённые виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческо - игровые, информационные и практико - ориентированные (Н.Н. Боровская).

Этапы жизненного цикла проекта
  • разработка концепции проекта;
  • оценка жизнеспособности проекта;
  • планирование проекта;
  • составление бюджета;
  • защита проекта;
  • предварительный контроль;
  • этапы реализации проекта;
  • коррекция по итогам мониторинга;
  • завершение и ликвидация проекта.
Схема описания проекта
  • название;
  • описание проблемы;
  • цель проекта;
  • задачи проекта;
  • содержание деятельности;
  • срок реализации проекта;
  • ожидаемые результаты проекта;
  • ресурсы проекта;
  • смета расходов;
  • возможные риски проекта.
Требования к применению метода проектов в практике обучения
  • наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;
  • практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;
  • ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов.
(Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М: Издательский Центр «Академия», 2001. - с. 66.).

Этапы проектной деятельности (школьная практика)
  • определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • обсуждение способов оформления результатов проекта;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов и их презентация;
  • формулирование выводов и выдвижение новых проблем.
Предполагаемому результату в проекте предшествуют замысел, собственно проектирование (планирование, анализ, поиск ресурсов) и реализация (создание продукта).

Этапы реализации метода проекта (европейский вариант)
  • подготовка: определение темы и целей проекта;
  • планирование: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач и обязанностей;
  • исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи основных инструментов: интервью, опросов, наблюдений, экспериментов;
  • результаты и \ или выводы: анализ информации, формулировка выводов
  • представление или отчёт: определение форм представления результатов (устный или письменный отчёт и др.);
  • оценка результатов и процесса: коллективное обсуждение, самооценка и др.
При разработке проекта нужно:
  • не пропускать процедуру прогнозирования;
  • соизмерять желания и возможности;
  • подумать над тем, чего вы действительно хотите добиться;
  • интересоваться мнениями участников проекта;
  • честно планировать своё время;
  • делать всё в свое время;
  • помнить, что не существует объективного анализа.
Литература
1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. - метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009. - 58 с.
2. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. - Архангельск, 2005.- 54 с.
3. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально - образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. - сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. - Волгоград: Учитель, 2010. - 153 с.
4. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. - 2012. - № 7. - С. 164 - 169.
5. Психологические аспекты проектной деятельности: программы,
конспекты занятий с учащимися / авт. - сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. - Волгоград: Учитель, 2010. - 191 с.
6. Совместные воспитательные проекты: родительские собрания,
семейные вечера, спортивные развлечения, проекты \ авт. - сост. М.К. Господникова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 152 с.: ил.
7. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико - ориентированные технологии / авт. - сост. М.В. Русинова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 175 с.
8. Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. - М.: УЦ Перспектива, 2009, 2009. - 196 с.


Проектная деятельность

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Проектная деятельность является обязательной для учащихся младшего и среднего звена, для учащихся старших классов — по выбору.


Цель проектной деятельности — добиться понимания и применения учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).


Задачи проекта: 

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); 
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); 
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление); 
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); 
  • Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). 

Виды проектов: 

  • Работа в области искусства (изобразительного, драматического и т.д.); 
  • Письменная работа на определенную тему из области литературы, философии, обществоведения и т.д.; 
  • Творческая письменная работа (сочинения, рассказы и т.д.); 
  • Проведение научного эксперимента; 
  • Изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы; 
  • Презентация разработанного бизнес-плана, плана проведения какого-либо проекта, мероприятия или новой студенческой или другой общественной организации. 

Тема проекта выбирается учащимся самостоятельно из перечня тем, представленных всеми предметниками (не менее 3-х тем), а также может быть сформулирована по желанию ученика, имеющего направленный интерес по согласованию с предполагаемым руководителем.

Проекты могут быть долгосрочными (выполняемыми в течение года и больше), средне- и краткосрочными, индивидуальные и групповые.

Конечным результатом любого проекта является письменный отчет определенного объема. Он должен включать следующую информацию: 

  • Обоснование выбора темы и цели проекта; 
  • Описание основных этапов работы по выполнению проекта; 
  • Описание основных проблем и трудностей, встретившихся в ходе выполнения проекта, и их решение; 
  • Самооценка процесса выполнения проекта и его результатов (по отношению к поставленным целям). 

Принципы организации проектной деятельности: 

  • Проект должен быть посильным для выполнения; 
  • Необязательно, чтобы учителя были специалистами во всех областях знаний, т.к. можно консультироваться у специалистов; 
  • Необходимо информировать родителей о целях и задачах проекта; 
  • Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.); 
  • Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности); 
  • Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Записи в дневнике ведутся свободно, аккуратность ведения записей и их стиль не оцениваются. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта. 

В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. 

Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме. 

Наличие постоянного руководства и поддержки со стороны учителя. Необходимо помнить, что учащиеся не могут долгое время концентрироваться на выполнение определенной работы. Их следует постоянно подбадривать, оказывать моральную поддержку.