Проект - это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.
Метод проектов - это совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей проблемы.
Социальное проектирование - это индивидуальная или коллективная (групповая деятельность) учащихся, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания доступными для них средствами.
Проект - описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных шагов по её реализации.
Типы проектов
По характеру проектируемых изменений:
- инновационные;
- поддерживающие.
По направлениям деятельности:
- образовательные;
- научно - технические;
- социальные.
По особенностям финансирования:
- инвестиционные;
- спонсорские;
- кредитные;
- бюджетные;
- благотворительные.
По масштабам:
- мегапроекты;
- малые проекты;
- микропроекты.
По срокам реализации:
- краткосрочные;
- среднесрочные;
- долгосрочные.
В образовании различают определённые виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческо - игровые, информационные и практико - ориентированные (Н.Н. Боровская).
Этапы жизненного цикла проекта
- разработка концепции проекта;
- оценка жизнеспособности проекта;
- планирование проекта;
- составление бюджета;
- защита проекта;
- предварительный контроль;
- этапы реализации проекта;
- коррекция по итогам мониторинга;
- завершение и ликвидация проекта.
Схема описания проекта
- название;
- описание проблемы;
- цель проекта;
- задачи проекта;
- содержание деятельности;
- срок реализации проекта;
- ожидаемые результаты проекта;
- ресурсы проекта;
- смета расходов;
- возможные риски проекта.
Требования к применению метода проектов в практике обучения
- наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;
- практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;
- ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта;
- использование исследовательских методов.
(Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М: Издательский Центр «Академия», 2001. - с. 66.).
Этапы проектной деятельности (школьная практика)
- определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления результатов проекта;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов и их презентация;
- формулирование выводов и выдвижение новых проблем.
Предполагаемому результату в проекте предшествуют замысел, собственно проектирование (планирование, анализ, поиск ресурсов) и реализация (создание продукта).
Этапы реализации метода проекта (европейский вариант)
- подготовка: определение темы и целей проекта;
- планирование: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач и обязанностей;
- исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи основных инструментов: интервью, опросов, наблюдений, экспериментов;
- результаты и \ или выводы: анализ информации, формулировка выводов
- представление или отчёт: определение форм представления результатов (устный или письменный отчёт и др.);
- оценка результатов и процесса: коллективное обсуждение, самооценка и др.
При разработке проекта нужно:
- не пропускать процедуру прогнозирования;
- соизмерять желания и возможности;
- подумать над тем, чего вы действительно хотите добиться;
- интересоваться мнениями участников проекта;
- честно планировать своё время;
- делать всё в свое время;
- помнить, что не существует объективного анализа.
Литература
1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. - метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009. - 58 с.
2. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. - Архангельск, 2005.- 54 с.
3. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально - образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. - сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. - Волгоград: Учитель, 2010. - 153 с.
4. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. - 2012. - № 7. - С. 164 - 169.
5. Психологические аспекты проектной деятельности: программы,
конспекты занятий с учащимися / авт. - сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. - Волгоград: Учитель, 2010. - 191 с.
6. Совместные воспитательные проекты: родительские собрания,
семейные вечера, спортивные развлечения, проекты \ авт. - сост. М.К. Господникова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 152 с.: ил.
7. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико - ориентированные технологии / авт. - сост. М.В. Русинова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 175 с.
8. Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. - М.: УЦ Перспектива, 2009, 2009. - 196 с.
Проектная деятельность
Цель проектной деятельности — добиться понимания и применения учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проекта:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Виды проектов:
- Работа в области искусства (изобразительного, драматического и т.д.);
- Письменная работа на определенную тему из области литературы, философии, обществоведения и т.д.;
- Творческая письменная работа (сочинения, рассказы и т.д.);
- Проведение научного эксперимента;
- Изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы;
- Презентация разработанного бизнес-плана, плана проведения какого-либо проекта, мероприятия или новой студенческой или другой общественной организации.
Тема проекта выбирается учащимся самостоятельно из перечня тем, представленных всеми предметниками (не менее 3-х тем), а также может быть сформулирована по желанию ученика, имеющего направленный интерес по согласованию с предполагаемым руководителем.
Проекты могут быть долгосрочными (выполняемыми в течение года и больше), средне- и краткосрочными, индивидуальные и групповые.
Конечным результатом любого проекта является письменный отчет определенного объема. Он должен включать следующую информацию:
- Обоснование выбора темы и цели проекта;
- Описание основных этапов работы по выполнению проекта;
- Описание основных проблем и трудностей, встретившихся в ходе выполнения проекта, и их решение;
- Самооценка процесса выполнения проекта и его результатов (по отношению к поставленным целям).
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения;
- Необязательно, чтобы учителя были специалистами во всех областях знаний, т.к. можно консультироваться у специалистов;
- Необходимо информировать родителей о целях и задачах проекта;
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
- Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Записи в дневнике ведутся свободно, аккуратность ведения записей и их стиль не оцениваются. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Наличие постоянного руководства и поддержки со стороны учителя. Необходимо помнить, что учащиеся не могут долгое время концентрироваться на выполнение определенной работы. Их следует постоянно подбадривать, оказывать моральную поддержку.